четверг, 21 июля 2011 г.

Даймацу "Следуйте за мной"

Легендарная команда «Ничибо» принесла славу японскому волейболу. Много таинственного писалось о девушках с японских островов, об их сверхдлинных и жестких тренировках, проходивших при закрытых дверях. Книга тренера команды Даймацу «Следуйте за мной» - это взволнованный рассказ о команде «Ничибо», о ее победах и неудачах, о внутреннем мире спортсменок. Команда была создана руководством текстильной фирмы в рекламных целях, и во главе ее был поставлен служащий фирмы Даймацу. 

Итак, как добиться от команды максимального результата:

С позиций спортсмена-любителя нет ничего выше, чем завоевание титула чемпиона мира. Если не ставить перед собой цель получить это звание, я думаю, не имеет смысла вообще играть. Поэтому стремление именно к победе я считаю естественным и законным чувством каждого спортсмена-любителя.

Я постоянно думал над тем, как принцип «если хочешь, то добьешься» сделать принципом жизни всей команды, и а дальнейшем мы еще не раз вернемся к разговору об этом.

Сейчас в Японии много молодых людей, которые рассуждают примерно так: «Молодость один раз в жизни, пройдут года - не вернешь. Если не веселиться сейчас, то когда же? Откажешь себе сейчас - пропало навсегда». Такие люди воспевают только приятную молодость, жизнь без особых забот и тревог. Но ведь действительно, время летит, и что у них останется вспомнить потом? Только то, как они прожигали попусту это время?!

Все спортсменки «Ничибо» обычно с 8 часов утра до 4- 6 часов вечера находятся на работе. И вот после этого начинаются б-7-часовые изнурительные, поглощающие все моральные и физические силы тренировки. А именно: в 5 часов - начало работы, а примерно в 16 часов 30 минут - ее окончание. В 17 часов уже начало тренировки. В 18 часов 30 минут устраивался небольшой отдых, во время которого спортсменки съедали несколько катышков вареного риса. В 23 часа 30 минут - конец и затем полный ужин. После еды обязательно стирка. Отход ко сну в 1 - 2 часа ночи. Таким образом, на сон мы оставили 5 часов.
Не только в спорте, но в любой работе или учебе одно из важнейших условий успеха - организация наилучшего режима. Создать правильные условия работы, тренировки, сна - значит, найти ключ к будущим победам.

Очень часто мои требования казались спортсменкам невыполнимыми. Я пресекал все разговоры, настаивая на том, что все это выполнимо и мы можем победить тренируясь только таким образом. На слезы я отвечал: «или мы справимся со всеми трудностями, или нам нечего делать на чемпионате»

В любом деле неуверенность недопустима, а в спорте особенно. При встрече двух соперников иногда можно в глазах одного прочитать неуверенность. Ясно, что серьезно он сопротивляться не сможет. Невозможно одерживать победы, если будешь чего-то бояться, где-то осторожничать.

Все это целиком и полностью относится к вопросу о травмах. Мы решили противопоставить боязни синяков и ушибов привычку к ним. Эту привычку мы вырабатывали повышая общую физическую нагрузку. Спортсменки ни на минуту не прерывали тренировку, несмотря на полученные ушибы или легкие травмы.

Наряду с этим мы старались предусмотреть как можно больше мелочей. Мы знали, что в Москве игры будут проводиться мячами венгерского производства. Многие последние тренировки перед чемпионатом проводились нами именно такими мячами. Перед отъездом в Москву мы переселились у себя в Японии в гостиницу европейского типа и начали привыкать к кроватям. Это мелочь, но мы выдвинули лозунг - «Никаких неожиданностей!»- и боролись за его осуществление всеми способами. 
У Масуо развилась хроническая болезнь почки, и врач поликлиники сказал, что если она и дальше будет заниматься волейболом, то все это может кончиться печально. Я же решил по-другому. Я внушил спортсменке, что если она «уйдет в свою болезнь», то обязательно будет серьезно болеть. Нужно не обращать на нее особого внимания, продолжать заниматься спортом, и болезнь в конце концов отступит, а потом спортсменка вообще забудет, что она когда-то болела.

Здоровье - это состояние собранности, единое целое духа и мышц. Там, где появляется расслабленность, берет верх болезнь.

Например, когда я замечал, что девушки теряют интерес к тренировкам, я на них кричал: «Что за небрежность, почему такое своеволие?!» Я одевался и говорил: «Я вам в тягость. Мне, очевидно, лучше будет уйти». Это действовало безотказно. Девушки бежали за мной, обычно говоря: «Учитель, извините. Мы вели себя плохо, не уходите!» И мы мирились.

Многие спортсмены, хотя и не думают порывать со спортом, иногда устраивают себе небольшой отдых. Однако я считаю, что вялость и расслабление недопустимы ни на один день. Расслабиться, выйти из режима довольно легко. И наоборот, очень трудно после этого снова втянуться в режим. Спортсмен затрачивает на вхождение в прежний ритм обычно больше энергии, чем он сэкономил па отдыхе.

Довольно широко распространено мнение, что те, кто добивается чего-либо упорством, старанием,- это ограниченные люди, обделенные талантом. Однако я понимаю под талантливым человеком именно ту личность, которая, в частности, обладает способностью заставлять себя трудиться, для того чтобы в полной мере проявить свои природные способности.

Я понимаю, что для любой женщины важно иметь время, чтобы поучиться шить, сервировать стол, готовить пищу, составлять букеты и еще тысячам женским премудростям, благодаря которым она украшает жизнь семьи. Естественно, что если бы спортсменки «Ничибо» не хотели всего этого, то они просто не были бы женщинами. Тем не менее, занимаясь волейболом, они учились, пожалуй, самому важному, чему необходимо научиться в молодости,- настойчивости в достижении поставленной цели, труду - тяжелому, изнурительному труду, который в конце концов приносит счастье.

Я твердо усвоил, что в новом деле всегда полно каменных стен с надписями на них «Невозможно!», «Так нельзя!» и тому подобных.

«Если я что-то не сделаю, то кто же будет это делать за меня? Если я это не сделаю сейчас, то когда же?». Эти принципы годятся для любого дела, и каждый не раз вспоминал о них в своей повседневной жизни. Уж если использовать это «если», то, очевидно, таким образом: «Если сейчас поленюсь и не сделаю это, то не сделаю никогда». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...